Тайна съеденных кобзарей
16.07.2009 07:56
…к очередной высосанной из пальца годовщине и наполненных лишь вздорными, не выдерживающих никакой критики мифами.

Люди, которые взвалили на себя титанический труд написать новую, национально-патриотическую версию истории Украины, обладают феноменальной фантазией, способной превратить любое, даже незначительное или спорное событие в грандиозную победу или трагедию уникальной нации.

С таким талантищем им бы сценаристами в Голливуде работать, а они скромно скрипят перьями и стучат клавиатурой в тесных кабинетах Института Памяти и Музея Оккупации. Пыхтят, трудятся на благо державы. Ведь столько нужно сделать! Придумать юбилей «украино-шведского союза», выковырять из носа «победу украинского оружия под Конотопом», еще раз переписать «героическую оборону Крут», дописать еще один нолик к числу жертв «геноцида-голодомора». Или же начать, наконец, съемки обещанного еще три года назад фильма «Кобзари», на который еще в 2006 году собирались выделить 14 миллионов долларов.

Но, как и многие другие «национальные проекты», фильм постигла уже традиционная для нашего времени участь: деньги куда-то исчезли, а о «кине» забыли. Чего, впрочем, нельзя сказать о мифе, который вошел в основу его сюжета.

Итак, как гласит национально-сознательный актив нашего общества, в течение многих веков по нашей Украйне бродили странствующие артисты: кобзари и лирники. Для несведущих поясним: первые использовали в качестве музыкального инструмента кобзу (что-то типа мандолины с добавочными струнами), а вторые крутили ручку довольно сложного агрегата, напоминающего механизм шарманки, установленный на корпус скрипки.

В общем, бродили они, играли и пели национально-патриотические песни про «козаків» и «червону каліну». Будучи при этом главными хранителями украинской национальной культуры и идейными вдохновителями борьбы за незалежность. Но вот Неньку захватили злые большевики, которые остро ненавидели украинцев (до такой степени, что начали их украинизировать) и еще больше ненавидели незалежность.

И вот, устроив уникальной нации сначала «геноцид-голодомор», большевики (московские, конечно же) начали расстреливать её «відродження». И помимо всей элиты КП(б)У и вращающейся в её кругу творческой интеллигенции, в расстрельные списки попали кобзари и лирники. Но так как они были людьми странствующими, без определенного места жительства, и наряд НКВД никак не мог арестовать их на квартире, то большевики (у себя в Кремле, конечно же) придумали подлый обман. Они объявили, что в Харькове состоится всеукраинский съезд кобзарей и лирников.




Наивные кобзари, услышав это объявление по радио (прочитать они его не могли, потому что были поголовно слепы), тут же засобирались – все хотели принять участие в этом съезде. Но когда они (со своими поводырями) прибыли в Харьков, то их подло схватили, отвезли в лес и расстреляли. А по другой версии - бросили в овраг. Где они, слепенькие, беспомощно ползали, пока не замерзли (а дело было якобы зимой). А в это время большевики стояли наверху, пили наркомовский спирт и танцевали вприсядку…

История, что и сказать, великолепная, действительно заслуживающая экранизации. Из всех баек, сочиненных национально-сознательными историками, эта, пожалуй, самая трагическая. И самая бессовестно лживая. Поскольку могилы якобы уничтоженных кобзарей, возле которых наши национал-вруны толкают обличительные речи, совершенно пусты. Там никого нет. И возможно даже, что и быть не могло.

Прежде всего, немало вопросов вызывают сами кобзари. Поскольку они фигуры не менее мифологические, чем их пресловутый расстрел. Годами нам представляли их в виде слепых стариков, в неизменных шароварах и вышиванках, наяривающих на своей кобзе «Гей, зажурилася Україно...». Но этот образ отличается от реального кобзаря ХХ века еще больше, чем лубочный украинский пророк Шевченко от своего исторического прототипа.

На сохранившихся фотографиях того времени мы видим бородатых мужиков в зипунах, своим внешним видом ничуть не похожих на хранителей украинского духа. Никаких «оселедцев» и казацких усов, опускающихся аж до причинного места. Никаких вышиванок и шаровар. Они вообще ничем не отличаются от тех самых «кацапов», которых так ненавидят национально-сознательные украинцы. Пожалуй, выйди сегодня такой кобзарь на сцену - его тут же засвистят и объявят провокацией российских спецслужб.

Столь же мифологизирован и их песенный репертуар. Дело в том, что когда в XIX веке надевшие под пиджак вышиванки «украинские просветители» отправились в народ, они к своему разочарованию обнаружили, что большая часть кобзарских «дум» имеет не революционный, а христианско-нравоучительный, а то и вовсе развлекательный (попсовый) характер. И это понятно: бродячему актеру подавали монетку не за политическую агитацию, а за интересную или веселую историю. В противном случае кобзарей и лирников извела бы как явление еще царская охранка.

Кобзари не были источником «крамольных речей», хотя некоторые из них, поддавшись лекциям «народников» или соблазнившись гонораром, начинали сочинять песни, за которые вполне могли бы быть отправлены в каталажку. Например, некий кобзарь Андрей Шут (очень украинская фамилия!) под влиянием речей известного отца украинства Пантелеймона Кулиша сочинил «Думу о жидовских откупах», которая в наши дни потянула бы на пару статей УК. Но всё же быть орудием пропаганды в руках политиков кобзари, как правило, избегали. Вот почему просто не было повода подвергать их массовым репрессиям.

Но, пожалуй, самой большой тайной кобзарей является приписываемая им поголовная слепота. Что и придает мифу особенную трагичность: слепенькие беспомощные старички, ползающие в овраге…

Конечно, то, что часть бродячих певцов были незрячими, это факт. А чем было в те времена слепому человеку еще добывать себе хлеб насущный? Но вопрос вызывает пара «кобзарь – мальчик поводырь». Мы никогда не задумывались, какова была дальнейшая судьба этих пацанов. Если они в дальнейшем тоже становились кобзарями, то как же быть в таком случае с обязательной слепотой? Неужели им ритуально выкалывали глаза?

Впрочем, вернемся к «расстрелянному съезду». Самое интересное то, что первоисточником о нем, как и об «умышленном голодоморе», были… иностранные издания. Целых два штуки! Во-первых, это книга русского белоэмигранта Шостаковича, вышедшая в Лондоне в 1939 году. А во-вторых, небезызвестная «Жатва скорби» американца Роберта Конквеста – того самого, который первым заявил на весь мир о «голодоморе».

О, бедная история Украины, которую пишут люди, живущие за тысячи километров отсюда! В любом нормальном обществе таких «свидетелей» послали бы куда подальше. Но это в нормальном. Отечественные же национально-сознательные историки с энтузиастом ухватились за эту «утку». Еще бы – такой чудесный повод еще раз гневно обличить «московский большевизм»!

Но вот незадача: даже когда открылись пресловутые архивы КГБ, в них не удалось найти никаких упоминаний о репрессированных кобзарях. Это, конечно, не сильно расстроило «исследователей», чешущих вспотевшую под вышиванкой грудь. Потому что в таких случаях у них есть стандартный ответ: все документы были уничтожены! Такая вот, наверное, у работников госбезопасности была странность: тщательно архивировать и сохранять документацию по всем категориям репрессированных в 1930-е и 40-е годы – но в панике бросить в печку папку с материалом о «съезде кобзарей». Очень, очень странно!

«Исследователи», конечно, не унывали. Залезли в другие архивы. И накопали список из 72 кобзарей и лирников, которые «пропали» в 1930-х годах. Именно пропали – был человек, а потом просто исчез. Конечно же, его убила кровавая сталинская «гэбня»! И хотя 72 – это не 337 (именно такое число было якобы расстреляно), этого уже хватило для того, чтобы громогласно заявить: найдены документы, подтверждающие расправу над украинскими кобзарями!

Тут уже появились «свидетельства» доживших до наших дней «случайных очевидцев». Правда, все они путались в своих показаниях. Одни утверждали, что видели, как кобзарей бросили в овраг под Харьковом, другие – что их расстреляли под Киевом, третьи говорили, что тех не убили, а сослали в Сибирь, четвертые – это было в 1934 году, пятые – что в 1939.

Подобные «свидетельства» напоминают истории «очевидцев голодомора», которые рассказывают, что спаслись от повального террора и голода благодаря тому, что питались картофельными очистками или куриными яйцами. Не поясняя при этом, кто во время тотального голода жрал столько картофеля, что его очистками смогла прокормиться целая семья. Или как их любимой тете удалось сохранить в голодомор и курей, и корм для них.

Сплошные курьезы! Но именно из них и состоит новая версия украинской истории. А также из самых фантастических домыслов, излагающихся безапелляционным утвердительным тоном. Вот как в случае с без вести пропавшими 72-мя кобзарями. Раз пропали – значит расстреляны! А как же иначе?

А действительно, как же иначе? Но ведь этому есть и другое, более реальное объяснение. Все они пропали в 1930-е годы. Когда в Украине, по утверждению самих же национально-сознательных «исследователей», свирепствовал лютый голод. И все они были бродячими исполнителями, которые переходили от села к селу, от города к городу. Догадываетесь? Да, как минимум, они могли просто стать одними из жертв этого голода. Потому что голод – не тетка, и в него кобзарям не подают. Дал певцу пару картофелин – оставил своего сына без обеда.

Но могло быть и хуже. Как бы кощунственно это ни звучало для национально-патриотических ушей, но кобзарей могли просто… съесть их благодарные слушатели. А что вы так смотрите? Если люди убивали и ели своих соседей, если матери варили борщ из собственных детей, то на беззащитного бродягу – которого вряд ли кто-то будет искать – могли устраивать охоту, как на заблудившегося теленка. И это просто чудо, что в этот голод исчезли не все кобзари, а только часть из них.

Кстати, действительно, немалое число работников кобзы и лиры благополучно пережили 1930-е годы, влились в коллективы самодеятельности и даже получили квартиры в Харькове и Киеве. Что как раз и объясняет, куда же пропали с пыльных улиц и рыночных площадей «украинские Гомеры».

Но такие пояснения, конечно же, будут с негодованием отвергнуты нашей патриотической элитой. Украинцы не могли кушать хранителей своей культуры, и уж тем более от советской власти никто ничего не мог получить, кроме срока в ГУЛАГе! А вот «расстрелянный съезд» чудесно вписывается в концепцию нынешней национальной идеи.

Ну что же, тогда давайте попробуем проявить немного национальной сознательности – поможем нашему Институту Памяти вскрыть новые преступления тоталитарного режима. Исходя из всё той же формулы: если пропали - значит репрессированы!

Вот, например, во времена Сталина с наших улиц бесследно исчезли старьевщики. Для тех, кто не знает: это были такие дяденьки, которые толкали перед собой тележки с разным хламом и кричали антисоветские лозунги: «Старые вещи покупаем, новые крадем!». Ну и докричались. Наверняка их тоже собрали на какой-нибудь расстрельный съезд. А может быть, агенты НКВД пустили слух, что в Кремле состоится грандиозная раздача старых вещей, и тем самым заманили туда старьевщиков со всего СССР. Которых потом замордовали в подвалах Лубянки.

Точно так же куда-то пропали уличные чистильщики обуви – эти трудолюбивые люди, которые за гривенник избавляли наших дедушек от необходимости мыть свои туфли в ближайшей луже. Но, видимо, чистильщики обуви вместе с монетками принимали и шифровки от украинского освободительного подполья. Поэтому однажды их собрали вместе, намазали им лбы гуталином и поставили к стенке.

Столь же печальная участь постигла и уличных точильщиков, которые наверняка точили не только кухонные ножи, но и оружие украинских борцов за незалежность. Вы только представьте себе эту душераздирающую картину: колонна точильщиков, согнувшихся под тяжестью своих станков, конвоируемая заградотрядом НКВД, уныло бредет к оврагу, в который их и сбрасывали.

А золотари! Веками ездили по нашим городам их запряженные лошадкой бочки, на которых, держа в руке огромный ковш, восседали ухмыляющиеся кустари-ассенизаторы. Тоже ведь пропали, без следа – сменившиеся автоцистернами коммунальных служб (подконтрольных КГБ). Но мы верим, что и золотари внесли свой вклад в «визвольні змагання». Например, писали на стенах и заборах «слава героям!». Чем писали? Да что в бочках возили, тем и писали.

Керосинщики и молочницы, трубочисты и биндюжники. Лежат где-то, присыпанные солью, расстрелянные чумаки. Сброшены в глубокие шахты коноводы. Погибли в далекой сибирской ссылке извозчики. Просто жуть берет, сколько народу извели проклятые большевики!

И если вы скажите, что это бред, то вам отвечу, что в этой стране самый безрассудный бред однажды может стать очередной годовщиной, помпезно отмечаемой нынешней властью…